Вы здесь

Когнитивная экономика и когнитивный менеджмент: новая концепция управления человеческими ресурсами

АННОТАЦИЯ:
Анализируется новое направление менеджмента – когнитивный менеджмент, возникшее как одно из проявлений когнитивной экономики. Обсуждаются возможности использования когнитивных инструментов в развитии системы управления персоналом, направленном на поддержание стратегии организации 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
когнитивная экономика, когнитивный менеджмент, когнитивные инструменты управления
------------------------------------
Cognitive economics and cognitive management: a new concept of human resource management
Summary
The article is analyzed the new trend of management - a cognitive management emerged as one of the manifestations of cognitive economy. The possibilities of using cognitive tools in the development of human resource management system, aimed at maintaining the organization's strategy are discussed

Key words
COGNITIVE ECONOMICS, COGNITIVE MANAGEMENT, COGNITIVE MANAGEMENT TOOLS
Читать далее ↓

В современную научную и научно-популярную литературу по различным гуманитарным дисциплинам все чаще проникает понятие «когнитивный», с помощью которого авторы различных концепций пытаются решить задачи привлечения внимания к субъектной стороне явлений, которые они исследуют и описывают. Когнитивная наука стартовала как теория познания, постепенно охватывая все новые области, уже занятые другими науками. На рубеже XX - XXI веков стала складываться тенденция, согласно которой все живые системы воспринимаются прежде всего как «познающие», а их любая активность интерпретируется как результат работы познавательных механизмов. И если для таких наук как психология или социология, культурология или лингвистика подобный подход казался вполне естественным в общем плане развития этих наук, то введение представлений о когнитивных процессах и их решающей роли в формировании механизмов и закономерностей иных предметных областей научного знания казалось неким оппортунизмом, отходом от классических представлений, связанным с активным проникновением в различные научные области представителей других наук. Постепенно центрированность на субъекте и внутренних (психических) инструментах, детерминирующих его деятельность, достигла и экономики.
Современная экономика воспринимается как модус современного общества, получившего уже почти полностью признанный статус постинформационного или когнитивного, что позволяет и современной экономике присвоить статус «когнитивной». Когнитивная экономика – это экономика, построенная на «знаниях о познании», система экономических построений, включающая в себя в качестве основного элемента понимание того, как именно субъекты различной природы (отдельные персоны, группы и рабочие команды, организации) формируют собственные действия в экономическом пространстве: формулируют цели, определяют альтернативы, фиксируют ограничения, осуществляют выбор, рефлексируют достигнутый результат. Воззрения, проникшие в экономику прежде всего из психологии, заставляют пересмотреть рационалистические подходы, о чем красноречиво заявили D. Kahneman & A. Tversky, а также – многие другие современные исследователи экономической феноменологии.
В качестве основных направлений исследований в этой области выделяют: определение источников и характера ожиданий различных субъектов ситуации (заказчиков, исполнителей, экспертов), определение критериев предпочтений и оснований для различных форм взаимодействия (противостояние, объединение). Внимание к познавательным механизмам, оказывающим влияние на содержание экономических реалий, выразилось в утверждении о формировании новой подсистемы в системе человеческого капитала – когнитивного капитала. Появление представлений о когнитивном капитале сосуществует с пониманием ограничений познания, оказывающих влияние на формирование и функционирование различных социальных институтов, в том числе – в пределах организаций.
Противоречие, заложенное в основу идеологии когнитивной экономики, между пониманием когнитивных механизмов как источника нового организационного ресурса и осознании ограничений, налагаемых когнитивными механизмами и инструментами, актуализировало направление в области организационного и социального управления, которое получило, соответственно, наименование когнитивного менеджмента. Когнитивный менеджмент – это управление познанием, познавательными возможностями людей применительно к конкретному контексту – организационному, институциональному. Когнитивный менеджмент – это менеджмент, основанный на знаниях (cognitive management) или менеджмент знаний, формирующихся в рамках той или иной социальной системы (knowledge management).
В англоязычной литературе в основном используется термин «knowledge management» («менеджмент знаний») для всех аспектов анализа современного менеджмента, основанного на знаниях. В отечественной литературе постепенно складывается иная тенденция. Специалисты, ориентированные на когнитивные инструменты исследования или выявление предметов исследования, свойственных междисциплинарному когнитивному подходу, предпочитают говорить о когнитивном менеджменте, видя в нем одно из направлений когнитивных наук. Специалисты, ориентированные на создание и применение технологий управления (в частности, специалисты в области управления персоналом) чаще используют терминологию менеджмента знаний, тем самым делая акцент на инструментальной, технологической (а не содержательной) стороне того, что в современном английском языке называется «knowledge», а в старом английском варианте звучало как «cognizance».
Когнитивный менеджмент – это и новое направление в развитии менеджмента, и естественное продолжение самых первых идей в области классического менеджмента. Известно, что F.W. Taylor, давая определение менеджмента, заявил, что менеджмент это: понимание того, что необходимо сделать; представление о том, как это сделать наилучшим образом; стремление к минимальной цене (минимальным затратам).
«Понимание», «представление» и «стремление» оказались ключевыми понятиями, изменение отношения к которым и определили развитие менеджмента со времен его основоположника до настоящего времени. Фактически, своим определением F.W. Taylor задал основную проблематику менеджмента как системы представлений и осмысления реальности с целью ее изменения. В этом и заключается основной пафос когнитивного менеджмента – ориентация на раскрытие механизмов осмысления и понимания, формирующих мотивацию, направленную на достижения.
Когнитивный менеджмент оперирует несколькими постулатами, к которым относятся: представления о когнитивной способности как силе (энергии) преобразования информационных потоков, действие которой приводит к порождению нового знания, представления об ограниченной рациональности, не дающей человеку все до конца обдумать и отрефлексировать, представления о когнитивной экономии, ограничивающей активность в области переработки информации и способствующей формированию синергий в пространстве порождения и использования знания. Когнитивный менеджмент, используя категорию «знание», рассматривает явление, описываемое ею как основной ресурс, обеспечивающий современную эффективность и качество результата любой деятельности.
Знание пронизывает все этапы и направления создания продуктов, особенно – новых продуктов, от которых зависит конкурентоспособность компании. Знание воспринимается как основной инструмент современного производства, и именно это заставляет современных специалистов в области менеджмента все активнее привлекать психологические, социологические и культурологические представления для того, чтобы обнаружить источники управленческой эффективности. Использование понятия «знание» позволило придать субъектный и предметный характер тому, что для F.W. Taylor выглядело объектным (материальным).
Управляя процессами, структурами, проектами современные менеджеры все больше опираются на представления о них, чем на очевидные характеристики их проявлений. Знание как ключевой инструмент достижения качества, психологическое по своей природе, социально и культурно обусловленное, заставляет менеджмент идти по пути развития когнитивного менеджмента.
Один из наиболее ярких представителей современной идеологии когнитивного менеджмента - D. Andriessen – рассуждая о том, что есть знание в современном менеджменте, обнаружил несколько ключевых метафор, которыми определяется знание. К ним относятся: знание как ресурс (имеет вес и размер); знание как актив (имеет стоимость и создает стоимость); знание как собственность (имеет ценность, обладает исключительностью и принадлежностью); знание как виртуальная материя (обладает свойствами гибкости, вязкости, но не является материально-вещественным явлением).
Организации, используя любую из этих метафор или их сочетание, формируют собственную технологию «работы со знанием», в которую включается все большее число сотрудников, строящих организационную «понимающую сеть». Организации формируют и развивают собственное уникальное «когнитивное поле», обеспечивающее либо концептуальный прорыв, либо организационный крах. Это когнитивное поле представлено отнюдь не формализованными знаниями, овеществленными в базах данных, оно соткано из конкретных действий людей, основанных на их представлениях о возможности этих действий, их направленности, способах реализации, необходимых усилиях и инструментах, без которых эти действия нельзя осуществить.
Фактически, на данном этапе развития представлений о менеджменте сложилось устойчивое понимание, что существует прямая связь между характеристиками когнитивных построений менеджеров и результатами их профессиональной деятельности. Сотрудники организаций не просто выполняют работу, они действуют в соответствии со своими представлениями, которые не открыты для стороннего наблюдателя и не всегда рефлексируются исполнителями (так как они считают это само собой разумеющимися вещами). Современный менеджмент сталкивается с необходимостью объяснения, как именно персональные когнитивные конструкции влияют на результат деятельности, как эти конструкции формируются, каково их содержание и структура. В этом и заключается основная проблема когнитивного менеджмента – создать возможности внешней и внутренней рефлексии («обратной связи») оснований поведения и действий сотрудников, находящихся на разных организационных уровнях, постоянно взаимодействующих, но остающихся при этом автономными самодеятельными субъектами.
В качестве эмпирической базы когнитивного менеджмента исследуются основные когнитивные инструменты, посредством которых сотрудники современных организаций формируют представления о предметах своей деятельности и конструируют реальность, в которой действуют. К этим инструментам относятся: содержательные диаграммы (conceptual diagram); карты мышления (mind maps); понятийные схемы (concept map); визуальные метафоры (visual metaphor).
Выявление этих инструментов, их моделирование, введение различных метрик при их описании, позволяет по-новому взглянуть на традиционные для менеджмента феномены, найти им новые формы объяснения и подходы к использованию. В этом смысле когнитивный менеджмент открывает новые горизонты в управлении человеческими ресурсами, показывая прямую связь между возможностями, скрытыми в технологиях управления персоналом, и стратегическим менеджментом, направленным на развитие эффективности организаций.
Использование технологий работы со знаниями одновременно оказывает воздействие на две сферы интересов – поддерживает индивидуальное развитие сотрудников и оказывает поддержку организационной эффективности. Именно в технологиях когнитивного менеджмента открывается перспектива объединения компетенций сотрудников в направлении ключевой компетенции организации, и снимается противоречие между персональными и организационными целями.
В связи этим следует отметить, что руководители на местах (линейные менеджеры и менеджеры среднего звена), все больше сталкиваются в своей практической деятельности с вопросами, которые считаются полем ведения специалистов в области управления человеческими ресурсами. Основными проблемами, которым приходится ежедневно заниматься руководителям всех уровней, являются: фиксация отдельных фактов, свидетельствующих об эффективности или неэффективности деятельности; оценка качества командной работы и эффективности проведения совещаний и собраний в подразделениях и рабочих группах; оценка сотрудников – использование критериев оценки, адекватных как поставленной задаче, так и определенной стратегии; развитие причастности – готовности сотрудников добровольно прилагать усилия и способствовать реализации организационной стратегии; оценка результативности и эффективности – использование разнообразных показателей производительности, которые могут существенно различаться в зависимости от представлений людей о том, что именно требуется в первую очередь.
Решение указанных вопросов невозможно без включения инструментов когнитивного менеджмента, позволяющих обнаружить сходство или различие позиций разных людей по одному и тому же вопросу. Используя одни и те же слова, сотрудники организации могут иметь в виду совершенно различные вещи, а одно и то же часто называется разными словами. Это различие, плохо рефлексируемое и, как правило, не учитываемое, приводит к конфликтам или блокировке деятельности в тот момент, когда следствие различия в понимании начинает носить материализуемый (объективируемый) характер. Возникающая когнитивная дистанция может стать основанием для обнаружения нового ресурса управления, а может оказаться основой несовпадения оценок одних и тех же ситуаций.
В качестве примера приведем различия в представлениях менеджеров разного управленческого уровня о том, что такое – эффективный менеджер. В современной организационной практике часто используется оценка индивидуальной эффективности на основе модели компетенций. В нашем опыте мы часто сталкивались с проблемой несоответствия самооценки менеджеров и оценки их эффективности со стороны непосредственных руководителей – менеджеров более высокого управленческого уровня. Для выяснения причин расхождения самооценки и внешней оценки (особенно – если речь шла о менеджерах, фактически достигающих высоких показателей деятельности) были составлены когнитивные карты эффективности менеджера на основании интервью с менеджерами, занимающими разные позиции (оцениваемый менеджер и эксперт-руководитель). В результате были получены «картины представлений» об управленческой эффективности, характерные для двух позиций – оценивающего и оцениваемого (рис. 1).

Представление о себе как эффективном менеджере
Представление о подчиненном как эффективном менеджере
Рис. 1. Когнитивные карты эффективности менеджера
Данный пример показывает, насколько понимание одного и того же явления расходится в зависимости от того, какова позиция менеджера – он оценивает чужую или свою деятельность. Обращает на себя внимание различие понимания роли других лиц в обеспечении эффективной управленческой работы. Менеджеры, описывающие свою деятельность, не видят принципиальных различий в источниках решения – самостоятельный анализ или подсказки других людей. Они полагают, что главным выступает не источник информации, а готовность ее использовать (позиция «добиваюсь»). В той же ситуации, когда описывается чужая управленческая деятельность, самостоятельность действий оказываются ключевой дефиницией, а единственная форма подсказки, которая допускается – использование уже имеющегося организационного знания («действует, как принято»).
Также интересно отметить, что при описании собственной эффективной деятельности выявляется относительная альтернативность лучшего выполнения работы («действую наилучшим образом») и обеспечения формальных результатов («добиваюсь»), отражающая энергоемкость процесса («действую» - ожидаемые энергозатраты, «добиваюсь» - превышение энергозатрат относительно желаемого уровня). Собственная эффективность будет признана и в том и в другом случае.
Для руководителя, оценивающего чужую деятельность, важной оказывается категория ответственности. Поэтому в этом случае также обнаруживаются неявные альтернативы: либо подчиненный – ответственный (значит, ему можно доверять и не контролировать способ достижения результата), либо гарантом эффективности подчиненного менеджера является контроль значимых параметров его деятельности (темпо-ритм и адекватность используемых средств). Превосходство ожиданий при этом воспринимается как желательный, но не обязательный признак эффективности, что роднит позицию руководителя-эксперта и позицию подчиненного, который не всегда готов действовать наилучшим образом.
Сравнение когнитивных карт эффективности показывает, в какой момент могут возникнуть противоречия в оценках, почему не всегда менеджеры согласны с той оценкой, которую им дает непосредственный руководитель. При самооценке и при экспертной оценке существенной стороной оказывается оценка энергозатрат. Только в случае самооценки менеджер центрируется на собственных затратах энергии исполнения, а в случае оценки деятельности подчиненного – на энергоемкости контроля. Те аспекты управленческих действий, которые важны для руководителя (с точки зрения осуществления контроля), не важны для самого менеджера (с точки зрения нахождения способа действия).
Приведенный пример является лишь частной иллюстрацией, демонстрирующей возможности применения инструментов когнитивного менеджмента в организационной практике, но и он показывает, что с их помощью вскрываются незаметные ранее аспекты деятельности, оказывающие существенное влияние на ее качественные характеристики. В данном случае необходимо изменить когнитивную модель представлений об эффективном менеджере и руководителям, и их подчиненным, сблизив позиции.
Современный менеджмент должен быть настроен на творческое разрушение привычных когнитивных схем и моделей. Эта идея принадлежит специалистам консалтинговой компании McKinsey & Co R. Foster & S. Kaplan, которые почти сорок лет изучали различные организации (около 1000). Они рассматривают когнитивные модели как существо компании, формирующее границы во всех смыслах – границы организации, границы понимания, границы возможностей. Невидимые и неосязаемые, они создают синергетический эффект. Построенные для оказания помощи менеджерам в осмыслении реальности, они становятся основным препятствием ее трансформации. Именно поэтому когнитивные модели должны время от времени подвергаться творческому разрушению (реконцептуализации), в результате которого создаются иные основания для понимания сущности актуального для компании контекста.
Для того, чтобы подобный корпоративный прорыв был возможен, необходимо соблюдение следующих условий: выбор «правильных людей» - носителей новых представлений; предоставление времени для созревания новых представлений; установка высоких целей – придание значимости новым представлениям; предоставление ресурсов – создание управленческого патронажа носителям новых представлений.
Современный менеджмент активно использует весь арсенал когнитивных средств для того, чтобы отобразить управленческий мир, сделать его ясным и понятным в объективных условиях неопределенности и неявности управленческих реалий. В поиске источников дополнительной эффективности менеджмент все дальше идет по пути проникновения в сферу виртуальных явлений, а управление виртуальностью становится основной задачей менеджеров, работающих во всех направлениях бизнеса и общественного сектора.