Вы здесь

Елена Кудрявцева

ЕЛЕНА ИГОРЕВНА КУДРЯВЦЕВА
ОПЫТ ТРЕНИНГОВОЙ И КОНСАЛТИНГОВОЙ РАБОТЫ - БОЛЕЕ 25 ЛЕТ 

Образование: 

  • Ленинградский государственный университет, факультет психологии – диплом с отличием
  • Санкт-Петербургский государственный университет – защита диссертации кандидата психологических наук

Повышение квалификации:

  • Институт административного управления (г. Лилль, Франция);
  • Гетеборгский университет (г. Гетеборг, Швеция);
  • Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва, Россия);
  • Программа «Deep Lead» (г. Хельсинки, Финляндия).
    -Карьера 
    • 1985 - 1992
      ПО «Обуховский завод»,
      руководитель группы социально-психологических исследований,
      психолог отдела технического обучения 
      -
      1992 - 1997
      Социально-психологический центр Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
      заместитель директора - главный психолог 
      -
      1996 - 2014
      Российская Академия народного хозяйства и государственной службы
      при Президенте Российской Федерации,
      Северо-Западный институт управления (г. Санкт-Петербург),
      доцент кафедры управления персоналом и психологии 
      -
      2005 - 2007
      Тренингово-консалтинговые фирмы Санкт-Петербурга, Москвы,
      бизнес-консультант; бизнес-тренер
       -
      2005 - 2018 
      Преподаватель Президентской программы подготовки управленческих кадров
      - 
      2008 - 2021
      Консалтинговая компания "АГО Консалт",
      управляющий партнер, научный руководитель, бизнес-консультант
      -
      -
      2014 – настоящее время
      Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики",
      Факультет «Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента»,
      доцент 
  • Карьера 

    1985 - 1992 
    ПО «Обуховский завод»,
    руководитель группы социально-психологических исследований,
    психолог отдела технического обучения; 

    1992 - 1997
    Социально-психологический центр Красногвардейского района Санкт-Петербурга 
    заместитель директора - главный психолог; 

    1996 - 2014
    Северо-Западный институт Российской Академии народного хозяйства и государственной службы 
    при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург) 
    доцент кафедры управления персоналом и психологии 

    2005 - 2007
    Тренингово-консалтинговые фирмы Санкт-Петербурга, Москвы,
    бизнес-консультант; бизнес-тренер. 

    2008 -2021
    Консалтинговая компания "АГО Консалт"
    управляющий партнер, научный руководитель, бизнес-консультант

    2005 – 2018  
    Преподаватель Президентской программы подготовки управленческих кадров

    2014 – настоящее время
    Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики",
    Факультет «Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента», 
    доцент департамента менеджмента

    --

     
     Личная страница на сайте НИУ "Высшая школа экономики"
      

     
     Личная страница на сайте Научной электронной библиотеки


      ЕЛЕНА КУДРЯВЦЕВА: НЕФОРМАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ

      Я начала свою практическую деятельность в области кадрового и управленческого консалтинга в те времена, когда не было еще такого понятия – «консалтинг». В начале 1980-х проводила работу с персоналом организаций по просьбам профсоюзных организаций. Основным заказчиком был профсоюз госучреждений – банки, страховые конторы, налоговые инспекции - организации, в которых мало кто видел серьезную социально-экономическую силу. Это были семинары и тренинги, консультации как индивидуальные, так и групповые. Тогда основной тематикой, интересующей как руководителей, так и рядовых сотрудников учреждений была работа со стрессом, проблема введения новых технологий и оборудования, разрешение конфликтов.
      Психологи и социологи в те времена воспринимались как некая экзотика, многим казалось, что появление этих «научно подкованных волшебников» может решить неразрешимые экономические и управленческие задачи. Становилось понятным, что привычными методами уже не справиться с организационными задачами, быстро менялись представления людей, их базовые ориентации, ценности, общие настроения. Рядом министерств были изданы особые распоряжения по открытию на предприятиях должностей и целых подразделений социально-психологической направленности. Так я оказалась на знаменитом Обуховском заводе, который в то время назывался Завод «Большевик».
      Заводская жизнь меня поразила, прежде всего, объединением несовместимого: грязь и неустроенность соседствовали с передовыми технологиями, тяжелый ручной труд – с научными исследованиями по прикладной химии и физике, секретные разработки – с организационной безалаберностью. Но больше всего тогда удивило стремление руководителей разных уровней к получению управленческих эффектов «из воздуха», без сопровождения специальными управленческими технологиями и инструментами. Все вокруг напоминало историю строительства узкоколейки из «Как закалялась сталь». А на дворе тем временем подходил к концу ХХ век.
      Ресурсы молодого специалиста были невелики, однако через два года работы была создана лаборатория социально-психологических исследований, создавшая проект оценки и продвижения кадрового резерва. Это был первый опыт объединения таких технологий как ассессмент, коучинг и PR, хотя тогда никто не подозревал, что все это так называется. Мы просто стали готовить специалистов, находящихся в резерве на руководящие должности, к выборам, так как тогда руководителей всех уровней было предложено выбирать силами самих трудовых коллективов. В стране еще не были разработаны инструменты выборных технологий, никто не сталкивался с явлением прямой конкуренции, не были известны феномены конкурентного воздействия и противодействия (работа с электоратом - «белый и черный PR»). Опыт, использованный в 1990-х в политике, был сформирован во второй половине 1980-х в системе управления персоналом. А мы просто получили премию и благодарность министерства за профессиональный подход к работе с руководящими кадрами. К 1992 году направление кадрового консалтинга и профессионального организационно-управленческого сопровождения заводской деятельности было окончательно закрыто в связи с попытками предприятий сократить непроизводственные расходы и выйти на свободный рынок. Чем это для них закончилось, мы хорошо знаем.
      И в моей профессиональной жизни тогда произошли перемены. Неожиданно я оказалась перед необходимостью формирования и открытия бюджетной организации, что по тем временам казалось немыслимым – денег у государства не было ни на что. Тем не менее, удалось добиться финансирования, выделения помещений, был быстро (за две недели) сформирован штат сотрудников – и мы приступили к работе по профессиональному сопровождению образовательного процесса. Фактически, это было учреждение, ориентированное на преодоление социального стресса среди педагогов, родителей и детей, возникшего в результате социально-экономических преобразований. Для меня было важно, что мною решались не только профессиональные задачи – статус заместителя директора предполагал непосредственную работу по организации деятельности сотрудников, а статус главного психолога района позволял продолжить деятельность по сопровождению управленческого процесса в учреждениях образования. И опять это был управленческий и кадровый консалтинг, хотя это и не имело таких названий.
      Параллельно с этой вполне официальной работой я погрузилась с головой в тренинговую деятельность, в ней видя не столько заработок, сколько источник создания технологий адекватного проживания сложных жизненных ситуаций. Для того чтобы быть хорошим консультантом, необходимо не советы давать, а делиться инструментами, пользование которыми повышает эффективность жизни.
      Начало собственно тренинговой активности было положено еще в 1983, когда я со своими подругами (в настоящее время – признанными профессионалами в области социально значимых профессий) провела первый тренинг для подростков, проживающих в общежитии ПТУ. Именно тогда понятие «тренинг» только пришло в СССР из дружественной ГДР (Германии), а сама тренинговая деятельность уже во всю процветала на обширных пространствах родины под разными названиями – от курсов повышения квалификации до программ организации досуга молодежи. Увидев тренинг впервые в 1982 году, я влюбилась в этот жанр профессиональной жизни, и именно тогда решила, что мой профессиональный выбор не так уж безнадежен (когда я заканчивала психологический факультет университета, во всем СССР насчитывалось 4 000 дипломированных психологов, и окружающим казалось, что нет более бесполезной профессии).
      К середине 1990-х тренинги стали популярны настолько, что практически любой специалист в этой области мог без труда собирать группы. Я опять оказалась в ситуации, когда в людях моей профессии все хотели увидеть панацею. Только теперь, в отличие от рубежа 1970-1980-х годов, заказчиками «психологического чуда» стали не организации, а отдельные персоны, жаждущие получить универсальный инструмент противостояния агрессивной социальной среде. Тренинги 1990-х, проводимые мной еженедельно (теперь невозможно себе представить, как сил на все хватало!), не только позволили познакомиться с представителями разных профессий и социальных слоев, но и обнаружить серьезный разрыв человеческой целостности, ставший результатом перемен конца ХХ века в нашей стране. Люди одновременно хотели сохранить свои ценности, жизненный уклад и вписаться в новые реалии, прежде всего – организационно-экономические.
      Наблюдение за сложностями, переживаемыми взрослыми людьми, имеющими большой жизненный и профессиональный опыт, опять погрузили меня в поле управленческих размышлений, аналогичных тем, что обуревали мою молодую голову в бытность работы на заводе «Большевик». Я резко сократила тренинговую активность и обратилась к преподаванию для будущих специалистов в области управления персоналом, которых начали готовить различные вузы во второй половине 1990-х годов. Я нашла довольно-таки простой способ возвращения к прежнему профессиональному интересу – учить тех, кто завтра придет в организации и встанет на ту позицию, которую я сама занимала много лет назад. Отличие моих студентов в том, что им уже не надо преодолевать непробиваемую стену управленческого сопротивления, так как возникла максимально благоприятная ситуация для развития кадрового менеджмента.
      Преподавание позволило решить много задач, прежде всего – в обобщении представлений о возможностях конкретных технологий в разрешении проблем регулярного и стратегического менеджмента. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) собственные управленческие гипотезы, я с головой окунулась в практическую работу, благо пришли времена, когда руководители организаций и владельцы бизнесов перестали стесняться ситуаций, в которых необходимо заявить о собственных трудностях. Постепенно сложилась своя консалтинговая практика, появились партнеры, были созданы самостоятельные проекты. Именно самостоятельно выстроенный консалтинг позволяет реализовать основной подход, сформированный за эти годы. Главное в этом подходе – понимание ограничений, которые имеет каждая технология и каждое управленческое решение. Не бывает волшебных палочек. Не существует сказочного средства избавления от всех проблем. Есть способы решения конкретных задач в конкретных условиях.
      Я не считаю, что консультант умнее своего клиента. Консультант просто видит бизнес своего клиента по-другому. Он свободен от стереотипов и специфики конкретного профильного рынка. Именно поэтому консультант задает клиенту неудобные вопросы. Он предлагает посмотреть на ресурсы и способы их использования с новой точки зрения. Консультант создает конкретные модели построения управленческих систем. В конечном итоге, консультант своими действиями создает новые свойства, позволяющие компаниям-клиентам продвигаться в сложном бизнес-пространстве. .